ДВОЕТОЧИЕ
Рада всех приветствовать! Сегодня мы систематизируем информацию о том, где, когда и зачем нужно ставить двоеточие в предложении.
Вот теория в текстовом виде:
- После обобщающего слова перед ОЧП.
Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Н.В. Гоголь).
Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л.Н Толстой).
- В предложениях с уточняющими словами (например, как то, а именно),перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие.
Снег лежал повсюду, а именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
- В предложениях с прямой речью.
А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П…»
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь». (А.С. Пушкин)
По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (А.С. Пушкин).
А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (А.П. Чехов).
- В БСП.
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении.
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (А.С. Пушкин).
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л.Н. Толстой).
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (М.Ю. Лермонтов).
б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении.
Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показать, что ей зачем-то нужна лодка (В. Распутин)
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Н.А. Некрасов).
в) В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал.
Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.
Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко.
г) Вторая часть предложения представляет из себя прямой вопрос.
Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов)
Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (К. Симонов).
9,150 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!