ДВОЕТОЧИЕ

Рада всех приветствовать! Сегодня мы систематизируем информацию о том, где, когда и зачем нужно ставить двоеточие в предложении.

Вот теория в текстовом виде:

  1. После обобщающего слова перед ОЧП.

 

Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Н.В. Гоголь).

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л.Н Толстой).

 

  1. В предложениях с уточняющими словами (например, как то, а именно),перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие.

 

Снег лежал повсюдуа именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

 

  1. В предложениях с прямой речью.

А: «П».      А: «П?»     А: «П!»     А: «П…»

 

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь». (А.С. Пушкин)

По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (А.С. Пушкин).

А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (А.П. Чехов).

 

  1. В БСП.

 

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении.

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (А.С. Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л.Н. Толстой).

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (М.Ю. Лермонтов).

 

б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении.

Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показать, что ей зачем-то нужна лодка (В. Распутин)

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Н.А. Некрасов).

 

в) В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал.

Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. 

 

г) Вторая часть предложения представляет из себя прямой вопрос.

Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов)

Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (К. Симонов).

9,150 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

ПоделитьсяShare on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Share on LinkedInShare on TumblrPrint this pageEmail this to someone

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомлять
avatar
wpDiscuz