КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Добрый день! Ниже вы найдёте разбор четвёртого направления тем итогового сочинения 2021—2022 учебного года — «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Литература для аргументации.
  1. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  2. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  4. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
  5. И. А. Гончаров «Обломов»
  6. М. Горький «На дне»
  7. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»
  9. Е. И. Замятин «Мы»
  10. В. Г. Короленко «В дурном обществе»
  11. М. Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове...», «Мцыри»
  12. Н. С. Лесков «Левша»
  13. Н. Носов серия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Цветочном городе» и др.
  14. А. Н. Островский «Гроза»
  15. А. П. Платонов «Котлован»
  16. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  17. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  18. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  19. Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  20. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  21. Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
  22. А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
  23. Т. Мор «Утопия»
  24. Дж. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
  25. Платон «Государство»

 

Приблизительные темы сочинений для подготовки:
  1. Кого можно назвать настоящим гражданином?
  2. Достижимо ли всеобщее счастье?
  3. При каком социальном строе общественная справедливость является главной ценностью?
  4. Как Вы понимаете слова Джорджа Оруэлла: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие»?
  5. Чем опасно социальное неравенство?
  6. Что, на Ваш взгляд, является источником социальных пороков?
  7. Может ли общество полностью избавиться от пороков?
  8. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»?
  9. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
  10. Как Вы понимаете фразу «начни с себя»?
  11. Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
  12. Согласны ли Вы с мнением Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»?
  13. Как можно помочь тем, у кого возникли жизненные проблемы?
  14. Какие, на Ваш взгляд, есть пути совершенствования общественного и государственного устройства?

4,837 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

ПоделитьсяShare on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Share on LinkedInShare on TumblrPrint this pageEmail this to someone

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомлять
avatar
wpDiscuz