КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?
Добрый день! Ниже вы найдёте разбор четвёртого направления тем итогового сочинения 2021—2022 учебного года — «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Литература для аргументации.
- Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
- И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- И. А. Гончаров «Обломов»
- М. Горький «На дне»
- А. С. Грибоедов «Горе от ума»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»
- Е. И. Замятин «Мы»
- В. Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове...», «Мцыри»
- Н. С. Лесков «Левша»
- Н. Носов серия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Цветочном городе» и др.
- А. Н. Островский «Гроза»
- А. П. Платонов «Котлован»
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
- Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
- А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- Т. Мор «Утопия»
- Дж. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
- Платон «Государство»
Приблизительные темы сочинений для подготовки:
- Кого можно назвать настоящим гражданином?
- Достижимо ли всеобщее счастье?
- При каком социальном строе общественная справедливость является главной ценностью?
- Как Вы понимаете слова Джорджа Оруэлла: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие»?
- Чем опасно социальное неравенство?
- Что, на Ваш взгляд, является источником социальных пороков?
- Может ли общество полностью избавиться от пороков?
- Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
- Как Вы понимаете фразу «начни с себя»?
- Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
- Согласны ли Вы с мнением Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»?
- Как можно помочь тем, у кого возникли жизненные проблемы?
- Какие, на Ваш взгляд, есть пути совершенствования общественного и государственного устройства?
6,986 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!